Если решение принято правильно
Будет логической ошибкой сказать: ''Ага, результат удачный, значит, решение было правильным''
Если решение принято правильно
Будет логической ошибкой сказать: ''Ага, результат удачный, значит, решение было правильным''

Полвека назад Рональд Артур Ховард серьезно задумался над своим изобретением. Тогда он это назвал «анализом решения», а сам процесс описал как «логическую процедуру сбалансирования факторов, влияющих на решение», поделив их на «неопределенное, ценности и предпочтения».

Даже со стороны понятно, что такой метод подразумевает трату очень большего количества времени. Позже ученый нашел формулу попроще, и высказал свою идею так:

«Нельзя определить качество решения по его результату. Или, говоря простыми словами, по результату вы не можете судить, было ли решение правильным. Будет логической ошибкой сказать: ''Ага, результат удачный, значит, решение было правильным''».

Однако мы все именно так и думаем. Но такой подход ошибочен, потому что способ принятия решения гораздо важнее его результата.

Как нам найти пути правильного принятия решений

Но как нам принять правильное решение? «Первым делом, — говорит Ховард, — постарайтесь задать верный контекст, иначе вы получите правильный ответ на неправильный вопрос». После того как рамки поиска заданы, остается выявить альтернативы, оценить доступную информацию (она выражается в форме вероятностей, даже если вы не знаете, как высока вероятность того или иного события). «Главное — выразить свое невежество на языке цифр, — поясняет Ховард. — Затем — сформулировать свои предпочтения».

Хорошо сказано, но как это сделать? Многими учеными была собрана масса экспериментальных данных, которые служат доказательством последовательной оценки вероятности и выражения предпочтений. Например, психолог Герд Гигеренцер с коллегами вывели закон, согласно которому точное выполнение элементарных инструкций дает более устойчивые результаты, чем методики аналитического поиска решений.

Это хорошо и важно, и такую информацию необходимо принимать к сведению. Но Ховард все-таки прав: мы чрезмерно много внимания уделяем удачным результатам. Это относится и к науке, и к бизнесу, и к нашей обычной повседневной жизни.

Наглядный пример оценки принятого решения

В 2006 году американский экономист Университета Беркли Дэвид Ромер обратил внимание, что профессиональные команды в американском футболе далеко не всегда стараются из последних сил заработать максимальное количество очков, и сделал потрясающий вывод, что и в бизнесе не все и не всегда стремятся к большей прибыли.

Эти решения не так рискованны, но они низкого качества. В итоге команды выигрывают реже, а бизнес недополучает прибыль. Хотя, если бы они следовали логически оправданному подходу, то результаты могли быть гораздо лучше. 

Вы можете поделиться этим